В Новом Завете двенадцать апостолов — ученики, ближайшие последователи Христа. Иисус Христос омыл им ноги, подавая пример взаимного служения. В Нагорной проповеди Иисус Христос призвал своих учеников к учительствованию.
"Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Матф. 5, 13-16).
Учитель готовит учеников к учительствованию.
Чтобы стать учителем, надобно пройти ШКОЛУ. Не просто школу, а еще и ШКОЛУ — как ученичество, послушничество и приобретение опыта.
Учитель — ученик — учитель. Культура и есть плод этого вечного круговорота!
"Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Матф. 5, 13-16).
Учитель готовит учеников к учительствованию.
Чтобы стать учителем, надобно пройти ШКОЛУ. Не просто школу, а еще и ШКОЛУ — как ученичество, послушничество и приобретение опыта.
Учитель — ученик — учитель. Культура и есть плод этого вечного круговорота!
19 комментариев:
Что же получается? Неужели от того какие учителя будут у ученика, зависит то, каким учителем он станет в последствии? А как же талант к учительствованию? Мне однажды конечно понравился один учитель, как пример для подражания, но я быстро разочаровался в нём. Но ещё до встречи с ним я понимал что быть учителем - не для меня. Я наверное нарушил заповедь Божью - не сотвори себе кумира. Вот только касается ли это учителей? :-))
Кстати, а как вы относитесь к применению подзатыльников в воспитательном процессе и к "методу ремня"?
Исходный вопрос: "Как вы думаете это во всех живых существах заложен дар учить кого-то чему-либо?"
Существующий шаблон ответа, навязываемого прежде всего самими учителями школы и преподами ВУЗов:
Учить может не всякий, а только имеющий Дар Божий (правда никто толком не может определить, что оно такое) плюс педагогическое образование или наличие научных разработок и печатных работ по предмету...
Такая себе каста избранных, куда "посторонним вход воспрещен!" По такому же принципу массонских лож строится любая профессиональная корпоративность, что у учителей, что у врачей, что у программистов... Ну правильно, иначе не возвыситься, как только ни уговоривши окружающих, что они быдло по сравнению с тобой (старая проверенная схема!)
Мои рассуждения:
Раз есть шаблон как "аксиома для быдла", значит прежде всего его надо в себе уничтожить и постараться рассмотреть ситуацию, отталкиваясь от естественности, природности отношений в обществе, пусть даже и сравнивая наши отношения с оными в животном мире (уж животных очень сложно заподозрить в манипуляторстве)
Я лично считаю, что учительствование - это свойство человека по передаче накопленного опыта менее опытным ученикам при наличии у них желания учиться именно этому опыту и именно у этого учителя.
Это свойство так или иначе присутствует в каждом человеке и проявляется при достижении им либо определенного возраста (жизненного опыта), либо при достижении определенной степени профессионального опыта.
Вот вопрос, как мне кажется, риторический:
Кого ученики в школе считают Хорошим Учителем - который много знает, или того, кто справедлив и уважителен к ученикам?
"...как вы относитесь к применению подзатыльников в воспитательном процессе и к "методу ремня"?"
Опять моя излюбленная фраза - Все совершенно не однозначно!
Подзатыльник - плохо уже даже с физической точки зрения! Это маленькое (а возможно и реальное) сотрясение мозга.
Ремень по попе - плохо! Никаких "подручных средств" при наказании!!! Наказывающий зачастую непреднамеренно может нанести ими вред здоровью наказуемому (ведь свезенная кожа - реальный вред здоровью!).
Наказание должно быть справедливым(!) и неприятным (!), но не до такой же степени...
А вот шлепок рукой по попе - это очень полезный вид наказания :)! Очень рекомендую всем родителям!!!
Тут надо еще добавить, что справедливое наказание ребенка - это очень действенный вид воспитания (хотя я лично против любого воспитания) и тем более действенен, чем реже применяется.
Здравствуйте! Попытаюсь ответить на вопрос. Кого ученики в школе считают Хорошим Учителем ? По-моему ни того, который много знает (всезнайки тоже раздражают), и даже не того, который справедливо и уважительно относится к ученикам (дети на голову быстро садятся и будут пытаться скомпрометировать учителя под любым предлогом; дети очень жестоки и сюсюканья тоже не выносят). Кого из учителей любят дети? Того, который пораньше отпускает их домой! :-)) Который задаёт мало домашнего задания, ставит поменьше двоек, на уроках которого можно поболтать и побездельничать.
Спасибо за рекомендации по поводу шлепков в воспитании. :-) Но вот вопрос: неужели без них нельзя обойтись?
Seged, хочу представить вам зарисовку образа учителя? Вам нравится такой учитель? Проанализируйте пожалуйста этот образ.
Учитель радостно входит в класс.
- Здравствуйте, дети! Добрый вам день! Сидите, сидите, не вставайте! Не надо! Что вы! Отдыхайте, милые мои детки! Как я вас всех люблю! Ну что? Вы сделали домашнее задание?
В классе повисла неловкая тишина.
- Ха, ха! Шутка! - рассмеялся учитель. - Какое там домашнее задание! Вы же и так всё прекрасно знаете! Даже лучше меня! Вы все умные детки! И ты, Коленька, (гладит по головке) и ты, Машенька (цём, цём), и даже ты, забияка Вовочка (Ласково грозит пальцем)!
В общем сидите, детки, отдыхайте. Читайте параграф. Если что-то будет неясно, подымайте ручку, задавайте вопросы. Я с радостью отвечу вам на них!
Написал ответ на предыдущий пост... Теперь с удивлением обнаружил, что его нет в блоге! И на старуху бывает проруха... Ладно, проехали!
Откровенно говоря этот, пусть даже и спорный образ, нравится гораздо больше, чем любой другой.
Конечно, он совершенно выпадает из реалий сегодняшних школьных, а точнее, уголовно-тюремных отношений в школе, где учитель выполняет функции скорее авторитарного надсмотрщика и служащего, выполняющего госзаказ по производству биомассы, чем учителя.
А предложенный Вами образ больше похож на тот, который можно уважать. Таких учителей я видел вживую... жаль, что не у нас, а в Западной Европе. И самое интересное, что дети относились к нему с ответным уважением и любовью! Одна оговорка - там, в этих школах, так к ним относились ВСЕ учителя и родители и с малого возраста. А у детей совершенно не было желания обманывать и уничтожать людей, которые им верят даже в мелочах, ну и любят, конечно... Ведь они - дети, маленькие человеки, а не подданные и не тупые рабы взрослых.
Надо же! Не знал, что такие учителя в мире существуют! Я попытался утрировать образ, преувеличить достоинства учителя, который совершенно не зацикливается на выполнении плана образования.
Интересно было бы узнать в чём спорность этого образа. :-)
Попробовали бы такие учителя с нашими детьми позаниматься - их бы ждало неприятное разочарование. :-)) Сколько я ни наблюдал за студентами, которые тренировались проводить урок, все они пытались держать класс в напряжении (и я не исключение). Как же ещё привлечь внимание детей не крича на них и не стуча кулаком по столу? А главное появляется неприятное чувство для учителя, что тебя совершенно не слушают - и твоя кропотливая работа вообще никому не нужна.
И появляется в уме такой вывод: уж лучше держать класс в страхе, чтобы боялись даже рот раскрыть, сидели тихо, и от страха пусть выполняют домашнее задание. Появляется ощущение, что нормального поведения без запугивания совершенно нельзя достичь!
"Интересно было бы узнать в чём спорность этого образа."
А спорность этого образа существует только в условиях репрессивной педагогики, господствующей в постсоветском пространстве... В школах, которые я видел, вызывают по меньшей мере удивление методы работы учителей у нас.
"Попробовали бы такие учителя с нашими детьми позаниматься - их бы ждало неприятное разочарование. :-))"
Эти учителя естественно и виду бы не показали, и слова не промолвили... Но в доверительной приватной беседе сказали бы: "Как все запущено..." Это не разочарование, а скорее соболезнование.
"Сколько я ни наблюдал за студентами, которые тренировались проводить урок, все они пытались держать класс в напряжении (и я не исключение). Как же ещё привлечь внимание детей не крича на них и не стуча кулаком по столу? А главное появляется неприятное чувство для учителя, что тебя совершенно не слушают - и твоя кропотливая работа вообще никому не нужна."
Одна из проблем нашего образования в том, что учитель обязан "гнать программу" любой ценой, которая ведет к привычке перекрикивать класс, а у учеников перекрикивать учителя и соучеников... Итог - дети перестают слЫшать друг друга и вообще собеседников (дети, кстати, потом вырастают во взрослых "глухих").
Одним из стандартных способов привлечения внимания является не повышение голоса, а наоборот - понижение! И это не теория, это - практика, многолетняя... Ну и терпение, конечно!
Если научить детей не просто слушать, а слышать друг друга и учителя в частности, потраченное на это время восстанавливается сторицей спокойным, на полутонах ведением урока.
К сожалению, учитель один этого культивировать в школе не может - нужны усилия всего коллектива и вообще, политика тишины в школе. Была бы моя воля, я бы ввел законодательно по всей стране установку шумомеров в классах школ... И при превышении порога - сирена с последующим снижением зарплаты учителю этого класса (это шутка... в стиле нашего среднего образования). В тех школах, что я видел на Западе, это давно само-собой разумеющаяся норма поведения учителя в классе.
"... от страха пусть выполняют домашнее задание. Появляется ощущение, что нормального поведения без запугивания совершенно нельзя достичь!"
Очень точно подмечено!!! Это действительно так!
Сама существующая система образования по умолчанию требует от учителя и ученика страха и бесприкословного подчинения вышестоящему.
И это можно нормально в этом во всем жить и работать???
Как говорил Жванецкий: "Нет! Ну с этим надо что-то делать!"
Дурацкая привычка не перечитывать текст перед отправкой... перечитал отправленное - куча ошибок. Уж не обессудьте, но как исправлять отправленное, я еще не нашел...
Ничего страшного, Seged на счёт ошибок! Мы же с вами не сочинение пишем, которое будет строгий учитель потом проверять на орфографию. :-) Я тоже иногда грешу опечатками и тешу себя тем, что в данном случае важна не буква а её дух! :-)
Меня удивило то, что понижение голоса - способ привлечения внимания. Меня этому не учили! :-)) Очевидно, мне не хватило желания до конца освоить педагогику, так как я уже заведомо остановился на решении, что я НИКОГДА В ЖИЗНИ не буду учителем.
Кстати, я хотел вас спросить: как вы относитесь к совместному обучению мальчиков и девочек? Может быть это ещё одна оплошность системы образования? В одном английском романе я прочёл старинный взгляд на то, что совместное обучение якобы делает девочек мужеподобными, а мальчиков женоподобными. :-))
Для меня вообще педагогика сродни уфологии - сколько ни учись, всего постичь практически нереально! Все только на полутонах и ощущениях... и на ДОВЕРИИ! Всяким там логикам, прагматикам и вообще любителям порядка и строгой дисциплины на педагогической работе делать нечего.
А по поводу раздельного обучения я отчасти согласен с мнением Владимира Базарного, руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации МО, который как-то говорил, что при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться, отсутствие протестных установок и т. д. Другими словами, ценности мужского характера исчезают, природные задатки нивелируются – и мальчики развиваются по женскому типу, усваивая женский же эталон социального поведения. Тогда как в раздельных классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спинами девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность и т.п.
Но как противник Системы, в образовании в частности, как стремления усреднить всех и вся и ставить этих "всех и вся" в одинаковые рамки, я должен сказать, что школы, если и нужны, то очень разные, с тысячами методик и форм обучения... И раздельная форма обучения мальчиков и девочек имеет право на существование, если группа родителей хочет такого обучения.
А вот правильная и сбалансированная информация о такой форме обучения лежит на совести МО, СМИ и научно-педагогических институтах... и без фанатизма, угодничества и политики!
Здравствуйте! Спасибо за ссылку на имя педагога! Я пробежал взглядом парочку статей Владимира Базарного. Бросилась в глаза фраза "бесполое образование". А особенно цитата "...Дело в том, что для большинства женственных юношей и мужественных девушек их самочувствие уже стало привычным, а потому они считают себя совершенно нормальными. При этом на наших глазах мужественные девочки с деградирующими детородными функциями все более и более теснят слабеющих в мужестве юношей. Война полов достигает апогея при попытках организовать семью..."
Вызвала улыбку фраза "Инфантильность выпускников школ". Странно, но я связываю выпускников школ с агрессивностью скорее, а не с инфантильностью (такое впечатление у меня было во время школы и осталось :-)). Далее об инфантильных учениках он говорит, что "...Это потенциальные насильники, убийцы и самоубийцы...". Оцениваю себя и думаю: неужели и мне не далеко до всего этого? :-)) Спасибо большое Базарному за то что он опередил анализ моей сущности! :-))
В общем, как ни печально это прозвучит, но в школе расцветает нравственное растление детей. И методов как с этим бороться что-то я не увидел. Даже страшно детей после статьи в школу отдавать!!
Не хочется заканчивать на грустной ноте, поэтому задам вам Seged вопрос. А как вы относитесь к индивидуальному методу занятий? То есть нанимать ребёнку учителей, чтобы те приходили к нему домой и обучали его, а не отдавать ребёнка в растлевающую школу.
Кстати, ещё одна весёлая информация. Недавно бросил взгляд на карту и увидел что в Венгрии есть город Сегед. Сегед — четвёртый по величине город Венгрии! :-))
Источник: http://www.hrono.ru/text/2003/bazarn0309.html
Ещё одна любопытная ссылочка вашему вниманию (в противовес мнению о раздельном обучении - подкинули мне на ВиО) http://www.5ballov.ru/news/newsline/2009/03/10/61920
"А как вы относитесь к индивидуальному методу занятий? То есть нанимать ребёнку учителей, чтобы те приходили к нему домой и обучали его, а не отдавать ребёнка в растлевающую школу."
Тут очень индивидуально. Темперамент и характер ребенка, условия в семье, квалификация и педагогические способности учителя в классе и репетитора... Ну и конечно образованность, заинтересованность и любовь родителей к ребенку, которые, используя интуицию, могут выбрать ребенку оптимальную форму обучения.
"в Венгрии есть город Сегед. Сегед — четвёртый по величине город Венгрии!"
Реально, для меня ник Сегед - это всего-навсего мои ФИО :)
По ссылочке "Раздельное образование вредит школьникам"
ИМХО "несколько лет эксперимента" - это чистейшая глупость чиновников (это чтоб не сказать "вредительство"). Если условия эксперимента были "спущены сверху", то скорее всего был очень силен фактор саботажа и провокаций со стороны некоторых учителей (учитель - это в большинстве своем ретрограды, для которых любые эксперименты и усовершенствования - большой для них напряг).
В образовании цикл, после которого можно подводить самую грубую статистику и делать хоть какие-то выводы - поколение школьников с первого и до 11 класса, то есть как минимум 10 лет. В условиях существования параллелей и того больше! Короче, галочку поставили, отчитались и вернулись к привычному, пусть и отжившему... как всегда у нас делалось!
Благодаря вашему ответу у меня намечаются положительные взгляды в направлении индивидуального метода занятий. Но с другой стороны ребёнок будет оторван от атмосферы класса и коллектива (пишу и думаю "Слава Богу!"). Но всё же интересно: не навредит ли ему такая отстранённость? Ну, если не навредит, то по крайней мере нервы сохранит лучше. :-)
Тоже меня порадовало ваше отношение к последней ссылке. Вот чувствовал что что-то в ней не так, но понять не мог этого и выразить тоже. Но тем не менее дискуссия на эту тему на ВиО продолжается. Люди "в штыки" восприняли моё предложение о раздельном обучении. Тенденции к одобрению этой идеи явно ни у кого не намечаются. Вот например, приведу цитату последнего ответа некоего Vitalij:
"Уже раньше была такая практика, но ее отменили и правильно сделали, т.к у мальчиков вырабатывается агрессивность,пропадает чувство помочь слабому.и вообще кому либо помочь в жизни,грубость.черствость.и плохая успеваемость. У девочек отмечалась плохая успеваемость и тоже всякие плохие качества.Можно конечно и раздельное обучение ,но для этого нужны супер педагоги психологи.которыми увы мы сейчас не можем похвастаться.да и вообще образование у нас сейчас никуда не годится,но это отдельная тема".
Получается, что общество ещё морально не готово к таким кардинальным изменениям как раздельное обучение. Главный аргумент, как вы уже успели заметить, это агрессивность мальчиков.
Я как-нибудь попытаюсь найти какие-то позитивные успехи по поводу раздельного обучения. Хотя, действительно, помня свои школьные годы, я замечал, что на уроках труда и военного дела отчего-то действительно возрастала я бы сказал несдержанность мальчиков. Я и в самом деле замечал, что они ведут себя иначе нежели совместно с девчёнками - количество матерных слов было на порядок больше. :-))
Здравствуйте! Нашёл интересную ссылку по поводу исследований проблемы раздельного обучения. Мне понравилось! http://www.veritas.kiev.ua/view/stat5
Кстати, в Википедии пишется что раздельное обучение по-английски будет Single-sex education. :-))
Здравствуйте Seged! Как вам моя новая идея: а что если ученикам в школе не ставить оценок? По-моему оценки сильно влияют на психику детей и травмируют её.
Великолепная идея!... Только она реализуется уже с 20-х годов 20-го века в вальдорфских школах. И, кстати, весьма успешно!
Скажу более - в этих школах и учебники не практикуются, а дети заполняют красочные "домашние тетради", сиречь свои собственные учебники...
И учитель у них один ведет с первого по восьмой класс все предметы...
А после окончания таких школ практически все поступают в ВУЗы... По крайней мере, кто хочет поступить, поступает!
Отправить комментарий